Поистине головной болью для мусульман остается вопрос об омовении перед молитвой. Ведь не все верующие едут в мечеть из дома в состоянии тахарата (ритуальной чистоты) - многие заглядывают в нее в обеденный перерыв или после работы, чтобы прочитать необходимые намазы вовремя.
По горькой иронии, хотя Ислам категорически предписывает верующим соблюдение правил чистоты и гигиены, комнаты для омовения в московских мечетях являют собой нечто вроде кунсткамеры разных сортов нечистот. Исключением, пожалуй, является комната для омовения и туалет в комплексе в Отрадном, где воздух чист, перед большим зеркалом постелен мягкий коврик, поддерживается необходимая чистота и даже есть полотенце для рук.
Однако, к сожалению, кому-то из проектировщиков мужской комнаты для омовения и туалета пришла в голову странная мысль повесить на потолок лампы с отражателем из материала, который как в зеркале отражает все то, что творится внизу. Понять сложно, чем руководствовались те, кто это сделал. Но теперь над головой прихожан предстает деликатное зрелище того, как, извините за подробности, люди справляют нужду. Думаю, это не решились бы показать даже в скандальном сериале "За стеклом".
В Соборной и Исторической же мечетях мусульмане пробираются к заветным раковинам зажав нос, основательно подвернув штаны, а девушкам остается лишь держать в зубах подол юбки и концы хиджабов одновременно, балансируя в полутанцующей походке. Желающий посетить перед омовением туалет мечети (что по Шариату желательно) должен запастись недюжинным мужеством и освоить эквилибристические техники, благо путешествие в этот суровый край подобно переходу через топкое болото: один неверный шаг вправо или влево может стать роковым, при этом руками, плечами, головой также лучше ничего не задевать и не касаться.
И все эти жертвы ради того, чтобы потом задать себе сакраментальный вопрос: а каково соотношение издержек и прибылей? То есть насколько удалось больше очиститься, чем собрать на себя грязь? Вопрос почти риторический...
Помимо нечистоплотности некоторых посетителей комнат для омовения, проблемой также становится частое отсутствие горячей воды. К примеру, зимой и весной в Исторической мечети мусульмане вынуждены совершать омовение ледяной водой в почти не отапливаемом, да к тому же темном помещении. И это в самые жестокие московские морозы, когда после стремительно короткой пробежки до дверей мечети у женщин индевели только едва высохшие руки и покрывались инеем ресницы!
Наконец, много беспокойства доставляют назойливые попрошайки, порой основательно оккупирующие комнаты для омовения, спящие внутри нее на лавках, стирающиеся в раковинах и даже готовящие пищу в туалете. Не секрет, что многие мусульмане из-за этого считают просто опасным брать омовение в условиях такой антисанитарии - неизвестно, кто до них и в каких целях пользовался туалетным кувшином с носиком, не понятно можно ли ставить голые ноги на скамейки, когда на ней мог до этого полежать любой бомж. Таким образом, туалеты при крупных мечетях рискуют стать для мусульман источником достаточно неприятных инфекций.
Администрации большинства мечетей на все эти проблемы реагируют вяло - видимо, им доставляет больше удовольствия уже практически ставшая ритуальной полировка двери в мечеть или же разгуливание с большим ящиком, на котором крупно написано: "Садака". Однако когда иные энтузиасты пытаются найти выход из создавшегося щекотливого положения, остроте ума таких "чиновников от религии" не перестаешь удивляться - уж лучше бы они не проявляли столь трогательной заботы. Вспоминается печально знаменитое черномырдинское: "Хотели как лучше, получилось как всегда".
Новый экстравагантный способ заработка денег изобрела на этой почве администрация Мемориальной мечети на Поклонной горе. Омовение там теперь можно сделать только за приличную плату (!). Формально администрация печется о здоровье граждан, опасаясь загрязнения комнаты для тахарата пресловутыми бомжами и попрошайками.
Ничего подобного история Ислама еще не знала. Эта уникальная находка администрации мечети на Поклонной горе а-ля бизнесмен Фома, открывший в известном постперестрочном фильме первый на деревне кооперативный туалет, заслуживает особого внимания. Ведь по такой логике может дойти до того, что и вход в саму мечеть сделают платным, по той причине, например, что некоторые прихожане пачкают своими грязными носками ковры.
Однако есть причина во введении платы за посещение туалета при мечети на Поклонной горе и более веская, чем просто стремление не допустить в него неугодный элемент, - охрана уникального дорогостоящего евроремонта, произведенного там недавно. Пластиковая магнитная карточка стоимостью в 150 рублей призвана оградить декор комнаты для омовения от посягательств вандалов.
Администраторы мечети посчитали, что сумма платежа не имеет значения - ведь у счастливого обладателя карточки появляется неотъемлемое гражданское право на безлимитное посещение комнаты для омовения и туалета при мечети вплоть до Судного Дня.
Администрации не откажешь в предусмотрительности - в случае, если человек не заинтересован в пожизненном посещении помещения для тахарата при Мемориальной мечети, находясь в Москве проездом или заскочив в нее случайно, ему предлагается получить одноразовую карточку и сходить в туалет, оставив в залог 200 рублей. Впрочем, мысль о том, что финансово необеспеченный мусульманин мог сломя голову нестись с работы в ближайшую мечеть, чтобы совершить намаз буквально за 10 минут до окончания отведенного на него времени, не пришла в голову проворным на руку администраторам-гуманистам.
Не удивительно - ведь они живут по правилам общества, в котором деньги делаются буквально на всем, в том числе и на религии, в том числе на собственных единоверцах, к которым предписано относиться с добротой и пониманием.
И вот представим, что какой-нибудь мусульманин-студент МГУ, живущий на скромный достаток родителей, весь день распределял выделенную ему сумму: десятку на маршрутку до ближайшей к университету Мемориальной мечети, пятьдесят рублей на халяльный обед в кафе при мечети, еще деньги на дорогу домой... Но в итоге выясняется, что помолиться бесплатно уже не получится - сумма за тахарат перекрывает все планировавшиеся расходы. В итоге озадаченный студент будет обречен тихо мокнуть под дождем вместе с бабушкой-пенсионеркой и проезжим мусульманином из другого города.
Вещи, которые происходят среди российских мусульман, в принципы немыслимы в исламских странах. Множество официозных клерикалов, например, открыто спекулируют на безграмотности мусульманского населения, получая свой бакшиш за прочитанное простейшее ду´а, на самостоятельное освоение которого требуется от силы минут 20. Эти люди действуют не по Шариату, а по древнему клерикальному принципу: "Несите ваши денежки, иначе быть беде".
В таком контексте платный туалет с евроремонтом следует понимать как апофеоз всего этого абсурда. Но беда российских мусульман, безусловно, в клерикальности их собственного сознания. Ведь если бы уровень исламской ментальности у них был выше, они бы поняли, что для выполнения намаза, чтения ду´а, никяха, развода пресловутый полуграмотный бабай вовсе не нужен, а поддержание порядка в комнате для омовения и туалете - также религиозная обязанность, а не работа для уборщицы.
Исламу нужны факихи, мусульманские судьи, толковые имамы, которые будут следовать Шариату - но в оптимальном варианте это не клерикальные должности, а профессиональные ниши в контексте исламских социальных институтов, полностью аналогичных светским, а не церковным структурам. Также нужны полноценные джамааты прихожан мечетей, которые сами смогут поддерживать и управлять ими.
Однако пока нет ни ментальности, ни институтов - что и позволяет разным "чиновникам от Ислама" делать бизнес на повседневных обязанностях мусульман. В Исламе нет церкви, а мечеть не торговая лавка и не предпринимательская контора - это нужно раз и навсегда уяснить как рядовым мусульманам, так и тем, кто претендует называться их "имамами" и "духовными наставниками".
Фатима Анастасия Ежова,
"Ислам.Ру"